• Блог

    О ПРОДАЖАХ В ИНТЕРНЕТЕ, ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛЕ,
    НАШИХ КЛИЕНТАХ И НАС САМИХ.

  • Построение базовой сквозной аналитики на примере нашего клиента

    Построение базовой сквозной аналитики на примере нашего клиента

    В результате прочтения этой статьи вы поймете, зачем бизнесу нужна сквозная аналитика, что нужно для ее внедрения и как это сделать самостоятельно или с нашей помощью. 

    Для чего?

    Сквозная аналитика – технология расширенного сбора и организации статистики. Цель – перевести анализ рекламы из оценки количества и стоимости заявок к оценке количества продаж, объема продаж, соотношения вложений в рекламу и заработанных денег. Для этого необходимо объединить рекламные кампании, которые приводят посетителей, системы сбора статистики, CRM в единое поле, где действия одного пользователя можно объединить от показа рекламного сообщения до оплаты. В результате:

    1) Руководитель сможет оценить, сколько денег он вложил в каждую рекламную кампанию и сколько в результате заработал;

    2) Подрядчик сможет оценивать полезность привлеченных заявок для бизнеса, увидеть, какие рекламные кампании приводят к продажам, оценивать, правильно ли распределяется бюджет между рекламными кампаниями, и, как следствие, принимать обоснованные маркетинговые решения.

    Как настраивать?

    На первом этапе настройки сквозной аналитики требуется определить, какие используются инструменты сбора данных в интернет-сегменте бизнеса. Для создания простейшей системы потребуется корректно работающие счетчик Google Analytics, сервис call-tracking и CRM. Если в компании не используется CRM, можно обойтись решениями на базе Google Таблиц, но обязательно наличие сотрудника на стороне бизнеса, который будет контролировать работу с ней.

    Далее необходимо продумать архитектуру сбора и обмена данными: через какие параметры и показатели можно связать данные между разными аналитическими системами.

    В нашем примере связь между сервисом call-tracking и CRM будет производиться через параметр “Номер телефона”, статистику с обращениями в разрезе рекламных каналов будем получать по данным статистики call-tracking’а, а визуализацию будем делать через Power BI.

    Реализация

    В качестве CRM клиент использует специализированную программу для ведения учета в сервисных центрах. С точки зрения организации связи со статистикой рекламных каналов данная CRM недостаточно гибкая. В ней отсутствует возможность принятия сторонних параметров из сервиса call-tracking вместе со звонком, таких как Client ID, или передавать совершившийся доход вместе со звонком во внешнюю базу данных. Поэтому единственная возможность настройки сквозной аналитики является выгрузка вручную из CRM требуемых параметров и показателей.

    Особенностью данной CRM является то, что в таблицу с продажами нельзя добавить номер телефона. Необходимо отдельно выгружать таблицу с продажами, отдельно — таблицу с заявками. Таким образом, выгрузка разбивается на два этапа. Общим в данных таблицах будет являться параметр “Номер заказа”, через который и будет впоследствии налажена связь между двумя заявками и продажами.

    1. Выгружаем данные по продажам из CRM. Эти данные будут содержать информацию “Номер заказа — Доход с продажи — Расход на запчасти — Операционная прибыль”:

    2. Выгружаем заказы клиентов из CRM. Эти данные содержат информацию “Номер заказа — Цель обращения — Телефон абонента — Имя позвонившего”:

    Таким образом, объединение этих двух таблиц через “Номер заказа” позволит получить сводную таблицу “Цель обращения — Телефон абонента — Имя позвонившего — Номер заказа — Доход с продажи — Расход на запчасти — Операционная прибыль”. Мы узнаем номера абонентов, которые совершили покупки.

    3. Выгружаем первичные звонки из call-tracking сервиса UIS.

    Если посетитель сайта позвонил впервые и его номера еще нет в базе данных сервиса UIS, то такой звонок является первичным. Все остальные звонки от этого абонента будут считаться повторными.

    4. Выгружаем первичные заявки из коллтрекинга UIS.

    5. Открываем Power BI, создаем новый проект.

    Для формирования отчетов-дашбордов с динамическими данными на рынке существует два отличных бесплатных инструмента для визуализации данных: Google Data Studio и Microsoft Power BI. Они по-своему разные, у обоих своя аудитория и свои поклонники. В данном примере мы используем Power BI, потому что данный инструмент позволяет настроить синхронизацию с локальной папкой на стационарном компьютере, куда в ручном режиме будут подгружаться файлы со статистикой из систем call-tracking и CRM.

    6. Данные будем загружать в виде Excel таблиц, поэтому на вкладке “Главная” переходим в “Получить данные” — “Excel”:

    7. Отмечаем нужную нам таблицу, нажимаем “Загрузить”:

    8. Если загрузка прошла корректно, отобразится таблица с отображением столбцов. В нашем случае это выглядит так:

    9. Дальше необходимо проверить, у всех ли столбцов правильно определился тип столбца по умолчанию при загрузке (текстовый, числовой и т.д.). Для этого переходим по кнопке “Изменить запросы”:

    10. Присвоим таблице понятное название таблице данных, в нашем случае это “CRM — Заказы”:

    11. Преобразуем тип столбца там, где это необходимо. Изменим тип у первого столбца “Номер заказа” с числового на текстовый. Это нужно для того, чтобы система не производила числовых операций с данным столбцом:

    12. Второй столбец “Дата” разделим по разделителю “пробел” на два — отдельно дата, отдельно время. Это позволит в дальнейшем сегментировать по времени. Надо выделить столбец, выбрать “Разделить столбец” — “По разделителю”:

    Все операции фиксируются в правом меню, вы всегда можете вернуться на шаг назад и откатить изменения:

    13. После того, как столбцы преобразованы к нужному типу и им даны корректные названия, нажимаем “Закрыть и применить”:

    14. Загружаем остальные файлы, преобразуем типы столбцов, даем корректные названия таблицам. Таким образом, в Power BI загружено 4 таблицы с данными:

    15. Дальше необходимо продумать, как одна таблица будет связана со следующей. Связь настраивается на уровне ключа, который входит в обе таблицы.

    В таблицах “CRM — Заказы” и “CRM — Продажи” связь будет настроена через “Номер заказа” — этот показатель общий для двух таблиц.

    Чтобы настроить связь, нужно вынести “Номер заказа” в отдельную таблицу и оставить в ней только уникальные значения. Это значит, что надо сделать таблицу, состоящую только из столбца “Номер заказа” и удалить дубли. Таблица из одного столбца будет выглядеть так:

    16. После того, как ключ добавлен, выбираем “Управление связями” — “Создать”:

    17. В открывшемся окне выбираем таблицу “CRM — Заказы” и ключ “Номер заказа”, устанавливаем кратность.

    Кратность бывает трех видов:

    ● Один к одному (1:1) — это значит, что одному значению в первой таблице соответствует только одно значение во второй таблице. Например, наш случай: в таблице “CRM — Заказы” все обращения от клиентов записываются в CRM под уникальными значениями. И в таблице с ключом “Номер заказа” удалены все возможные повторения. Таким образом, у нас одному значению в первой таблице соответствует только одно значение во второй таблице.

    ● Многие к одному (*:1) — нескольким значениям из первой таблице соответствует одно значение из второй:

    ● Один к многим (1:*) — одному значению из первой таблице соответствует несколько значений из второй.

    В нашем случае связь “Один к одному”.

    Устанавливаем направление кросс-фильтрации: одно- или двунаправленная. Двунаправленная связь означает, что независимо от того, к какой таблице применить фильтр, значения будут изменяться в обеих таблицах.

    Рассмотрим два примера для рисунка выше.

    1) к первой таблице применяется фильтр «Оставить только “Синий”». Сколько останется ячеек?

    Ответ:

    Таблица 1 = 1.

    Таблица 2 = 3.

    2) ко второй таблице применяется фильтр «Оставить только “Синий”». Сколько останется ячеек?

    Ответ:

    Таблица 2 = 3.

    Таблица 1 = 1.

    Однонаправленная связь означает, что одна таблица становится главной, вторая — подчиненной. При фильтрации данных в первой таблице значения во второй таблице будут изменяться. При фильтрации данных во второй таблице данные первой таблицы не будут изменяться.

    Рассмотрим также два примера для рисунка выше.

    1) к первой таблице применяется фильтр «Оставить только “Синий”». Сколько останется ячеек?

    Ответ:

    Таблица 1 = 1.

    Таблица 2 = 3.

    2) ко второй таблице применяется фильтр «Оставить только “Синий”». Сколько останется ячеек?

    Ответ:

    Таблица 2 = 3.

    Таблица 1 = 5.

    Во втором случае наложение фильтра ко второй таблице не будет распространяться на первую таблицу, и запрос просто вернет общее количество ячеек в первой таблице.

    Таким образом, в нашем случае мы выбираем двунаправленную связь, чтобы действие фильтра распространялось в обе стороны, независимо от того, к какой таблице был применен фильтр.

    18. Аналогично устанавливаем связь между таблицей “CRM — Продажи” и ключом “Номер заказа”:

    19. Таким образом, связь между двумя таблицами установлена:

    Теперь при фильтрации значение первой таблицы значения второй таблицы будут также подпадать под действие фильтра.

    Связь также можно устанавливать в левом меню “Связи”:

    20. Таблицы “ЮИС — Звонки”, “ЮИС — Заявки” и “CRM — Заказы” будут связаны через показатель “Телефон абонента”. Процесс установления связи происходит аналогичным образом. Общий вид связанных таблиц примет вид:

     Визуализация

    1. Выведем на панель ключевые показатели по продажам: доход с продаж, расход на запчасти и прибыль. Выберем соответствующий показатель в нужной таблице и нужный тип визуализации:

    На панель выйдет требуемый показатель:

    2. Аналогично покажем затраты на запчасти и операционную прибыль:

    Рамки и цвет шрифта можно изменить в соответствующем меню.

    3. Выведем график изменения прибыли от времени. Для этого выберем нужные показатели:

    Выберем нужный тип визуализации:

    Получим график:

    4. Таким образом, выведем все актуальные показатели на панель:

    5. Далее нажимаем “Опубликовать” и размещаем отчет в облаке, чтобы расшарить его для других.

    За консультациями обращайтесь на info@reaspekt.ru или пишите в комментарии.

    Поделиться
    Хотите создать или продвинуть свой сайт?Оставьте заявку и наш менеджер свяжется с вами в течение 15 минут.

    все поля обязательны для заполнения

    Оставить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *